Международная конференция «Преодолевая границы:
расширение возможностей людей с аутизмом»
17-18 апреля
Астана, Казахстан
Участники Международной конференции «Преодолевая границы: расширение возможностей людей с аутизмом»:
Правительству Республики Казахстан:
Подчеркивают важность включения голоса и мнения самих людей с аутизмом и их семей в разработку и реализацию политики поддержки и инклюзии, а также в принятие решений, касающихся их жизни и будущего.
Предлагают создать государственный межведомственный координационный орган по непрерывной поддержке детей и взрослых с аутизмом, который будет сотрудничать с министерствами здравоохранения, просвещения, высшего образования и науки, социальной защиты и труда. Разработать единую дорожную карту поддержки, учитывающую все этапы от рождения до трудоустройства, с акцентом на индивидуальные потребности.
Поддерживают инициативы по предоставлению и расширению доступа к услугам АВА-терапии (прикладного анализа поведения) для детей и взрослых с аутизмом, включая финансовую поддержку и обучение специалистов для проведения этих программ. Такие услуги играют ключевую роль в развитии навыков социального взаимодействия и самостоятельности у людей с аутизмом, и их предоставление должно быть приоритетом национальных здравоохранительных и социальных программ.
Предлагают создать механизмы для мониторинга и оценки эффективности программ поддержки и инклюзии, включая сбор и анализ данных о достигнутых результатах и уровне удовлетворенности участников и получателей услуг.
Министерству здравоохранения Республики Казахстан:
Подчеркивают важность выделения средств и внедрения системы раннего вмешательства для детей с аутизмом, направленной на диагностику и поддержку на ранних этапах их развития.
Подчеркивают значимость включения аутизма в категорию страховых случаев и обеспечение доступности страховых полисов, которые включают покрытие расходов на диагностику, лечение и реабилитацию для людей с аутизмом.
Министерству просвещения Республики Казахстан:
Предлагают добавить в правила психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях методологию прикладного анализа поведения в кабинетах поддержки инклюзии согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан №6.
Предлагают разработать и внедрить систему мониторинга и оценки эффективности работы кабинетов поддержки инклюзии в образовательных учреждениях. Данная система должна включать в себя критерии и показатели, оценивающие качество предоставляемых услуг, уровень инклюзивности и удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогического персонала. Результаты мониторинга должны использоваться для повышения эффективности работы кабинетов поддержки инклюзии и улучшения качества образования детей с аутизмом.
Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:
Поддерживать инициативы по созданию специализированных рабочих мест и программ профессиональной адаптации для людей с аутизмом, с целью обеспечения их полноценной интеграции на рынок труда и развития их профессиональных навыков.
Государству и неправительственным организациям:
Призывают активно развивать адвокацию в поддержку семей людей с аутизмом и предоставлять психологическую поддержку родителям.
Международным специалистам:
Предлагают создать ассоциацию поведенческих аналитиков Центральной Азии с целью обмена опытом и передачи лучших практик в области прикладного анализа поведения.
Поддерживать государственные органы в разработке единых стандартов использования прикладного анализа поведения в различных сферах, а также в установлении критериев сертификации, квалификации и регулирования деятельности поведенческих аналитиков.