Инклюзия детей с аутизмом и другими особенностями развития в школы Казахстана

Проект «Каждый ребенок достоин школы» стартовал в июле 2015 года и направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в организациях образования.

41

кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах страны
  • Нур-Султан
  • Алматы
  • Шымкент
  • Уральск
  • Актау
  • Атырау
  • Кызылорда
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Усть-Каменогорск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Экибастуз
  • Караганда
  • Темиртау
  • Жезказган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Актобе

Возможность ходить в школу каждый день получили более 400 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Впервые в Казахстане открываются кабинеты поддержки инклюзии в столичных детских садах №34, 89. Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее - курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Работа кабинетов поддержки инклюзии построена на методах прикладного анализа поведения.

Кабинет поддержки инклюзии

это дополнительное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса.

Методическое сопровождение
Супервизор - магистр психологических наук, имеющий международный сертификат поведенческого аналитика уровня ВСВА или ВСаВА с правом проведения супервизий. Помимо сертификата международного образца, обязательно должен обладать практическими навыками организации работы КПИ, в обучении академическим навыкам и коррекции поведения. Супервизирует практику кураторов.
Куратор - бакалавр или магистр психологических наук, поведенческий специалист, окончивший полную программу (4 курса) обучения уровня ВСаВА/ВСВА. Не является сотрудником организации образования, на базе которой работает КПИ. Может одновременно курировать несколько КПИ в разных организациях образования, так как не требуется его постоянное очное присутствие в классе/кабинете.
Учитель КПИ планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с индивидуальной программой и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, посещающих КПИ. Совместно с учителями общеобразовательных классов, в которые зачислены учащиеся, посещающие КПИ, определяет организацию процесса их обучения в общеобразовательном классе.
Тьютор (индивидуальное сопровождающее лицо) проводит индивидуальные занятия с учащимся КПИ в соответствии с индивидуальной программой учащегося и планами занятий. Индивидуально работает с учеником над выявлением, формированием и развитием познавательных интересов, навыков, обеспечивает ежедневный сбор данных (поведение, следование инструкциям и т.д.) для анализа и дальнейшего обновления программы, сопровождает ученика в образовательном процессе, готовит персональные материалы для усвоения учебного материала.
Специально оборудованный кабинет
Специальное оборудование кабинета позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, обучаться в индивидуально сформированном пространстве, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения особенных учеников.
Для этого в кабинете имеется 4 зоны:

01.

Зона индивидуальных занятий

02.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки по развитию моторики

03.

Зона групповых занятий

04.

Зона работы куратора проекта
Мы реализуем следующие этапы
01
Определение школы и оснащение кабинета поддержки инклюзии
02
Формирование команды специалистов и сопровождающих специалистов
03
Выведение детей с ОП из обучения на дому и включение их в школы
04
Супервайзинг детей и специалистов КПИ
Новости проекта
+
В Таразе презентовали итоги работы первого в области кабинета поддержки инклюзии для детей с особыми образовательными потебностями

В понедельник 21 декабря состоялась презентация кабинета поддержки инклюзии для детей с особенностями развития в средней школе №32 города Тараз. Кабинет был открыт Корпоративным фондом «Болашақ» совместно с Управлением образования в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» в сентябре 2019 года. С 2015 года фондом открыт 41 кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 500 детей с аутизмом и другими особенностями развития. В мероприятии приняли участие председатель аким города Тараз Айтказы Карабалаев, Попечительского совета Корпоративного фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова, руководитель управления образования Гульнар Ходжабергенова, родители и другие заинтересованные лица.  По официальным данным в Жамбылской области проживает 7 911 детей с особыми образовательными потребностями, из них 108 – с аутизмом. В целом по Казахстану насчитывается более 30 тысяч детей с аутизмом. В 2019 году, когда фонд «Болашақ» объявил набор детей в первый в Жамбылской области кабинет поддержки инклюзии, в фонд поступило 25 заявок. По итогам отбора в проект попали 10 детей, проживающих в Таразе. В кабинете поддержки инклюзии в средней школе №32 получают поддержку 10 детей в возрасте от 7 до 14 лет с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Цель кабинета поддержки инклюзии – социализация детей с особыми образовательными потребностями. Наличие кабинета поддержки инклюзии дает возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в школе вместе со своими сверстниками. В команде 10 человек – 1 учитель и 9 педагогов-ассистентов. Куратор составляет индивидуальную программу развития для каждого ученика, а тьютор и учитель помогают осваивать школьную программу и взаимодействовать с одноклассниками и преподавателями.  Педагоги и родители отмечают, что за год посещения кабинета дети заметно улучшили свои навыки социализации и обучения. К примеру, 11-летняя Диана Божанова еще год назад не обходилась без помощи педагога-ассистента и не умела держать ручку, а сейчас девочка самостоятельно пишет без помощи тьютора. А второклассник Даниель Ломакин не мог спокойно усидеть за партой и 5 минут, сегодня же он занимается в общеобразовательном классе вместе с другими детьми в течение почти получаса с полным усвоением программы. Даниелю нравится учиться в классе с другими детьми. Его ровесник Умар Таджибаев ввиду особенностей развития год назад был очень замкнутым и тяжело шел на контакт с посторонними, что, естественно, мешало процессу обучения. Спустя год Умар подружился со своими одноклассниками, охотно общается с ними, с удовольствием играет с ребятами в лото и ходилки. Для обычного ребенка – эти примеры не представляют ничего особенного, но для ребенка с аутизмом и другими ментальными нарушениями это большой шаг в их развитии и социализации. В ходе мероприятия гости наглядно ознакомились с методами работы кабинета инклюзии. Они посетили урок, где смогли увидеть взаимодействие особенных детей с учителями и сверстниками. Пообщались с преподавательским составом и родителями ребят. - Мы проделали большую работу по открытию кабинетов поддержки инклюзии во всех регионах Казахстана и сегодня мы видим отличные результаты. Благодаря проекту есть дети, которые впервые заговорили, научились писать, общаться со своими сверстниками. Мы гордимся такими результатами. Очень важно, чтобы регионы начали самостоятельно открывать такие площадки в каждой школе и брали на себя обязательства по методическому сопровождению и обучению специалистов, - отметила Председатель Попечительского Совета Корпоративного фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова.   Проект показал высокую эффективность применяемых методов в образовании и коррекции нарушений поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития. Участие в проекте бесплатное. Проект является благотворительным и реализуется за счет средств ежегодного Зимнего благотворительного бала, проводимого фондом «Болашақ», и местных исполнительных органов. Партнеры проекта «Каждый ребенок достоин школы» - партия «Nur Otan», компания «Шеврон» и другие.       Осенью т. г. при экспертной поддержке фонда «Болашақ» Фондом Нурсултана Назарбаева в рамках инициативы «Қамқорлық» в Таразе были открыты два кабинета поддержки инклюзии в средних школах №9 и №35. Справочно  Проект «Каждый ребенок достоин школы» Корпоративного фонда «Болашақ» направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школьные и дошкольные организации Казахстана.  Проектом охвачены 34 школы страны. Оказаны консультации более 1200 семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Более 1250 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, создано 420 рабочих мест.  Фондом внесено более 70 изменений в действующие законодательство РК в части недискриминации детей с ОП и получения качественного образования. В 2020 году открыты первые КПИ в столичных детских садах №34 и №89.   В 2021 году фонд планирует выпустить книги ABLLS-R и «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения» на казахском языке. Данная литература позволит специалистам получить доступ к передовым методикам коррекционной педагогики на казахском языке, а также повысить эффективность проводимой работы.

+
В Усть-Каменогорске презентовали новый кабинет поддержки инклюзии для детей с аутизмом

В четверг 26 ноября аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар посетил кабинет поддержки инклюзии в средней школе №15, открытый Корпоративным фондом «Болашақ» совместно с Управлением образования в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы». В мероприятии приняли участие председатель Попечительского совета Корпоративного фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова, директор Корпоративного фонда «Болашақ» Азамат Божаков, И. о. директора школы №15 Анаргуль Бектургенева, родители и другие заинтересованные лица.  По официальным данным в Восточно-Казахстанской области проживает 15 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них почти 400 – с аутизмом. В целом по Казахстану насчитывается более 30 тысяч детей с аутизмом. В 2019 году фонд «Болашақ» открыл 4 кабинета поддержки инклюзии (КПИ) в Восточно-Казахстанской области, в том числе 3 кабинета в городе Усть-Каменогорск в средних школах №15, №26 и №39. Со всей области в фонд поступило 84 заявки, по итогам отбора в проект попал 31 ребенок.  В кабинете поддержки инклюзии в средней школе №15 получают поддержку 11 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Из них, 7 детей с диагнозом аутизмом и 4 – с синдромом Дауна. Цель кабинета поддержки инклюзии – социализация детей с особыми образовательными потребностями. В команде 11 человек – учитель, психолог и 9 педагогов-ассистентов. Куратор составляет индивидуальную программу развития для каждого ученика, а тьютор и учитель помогают осваивать школьную программу и взаимодействовать с одноклассниками и преподавателями.  В начале учебного года в кабинете поддержке инклюзии произошло радостное событие – двое детей вышли на самостоятельное обучение. Дети пришли в проект в 2019 году в нулевой класс, уже в этом году пошли в 1 класс без сопровождения педагогов-ассистентов и больше не нуждаются в услугах проекта. В ходе мероприятия гости наглядно ознакомились с методами работы кабинета инклюзии. Они посетили урок, где смогли увидеть взаимодействие детей с особыми образовательными потребностями с педагогами-ассистентами и сверстниками. Пообщались с преподавательским составом и родителями ребят. - Мы открывали 41 кабинет поддержки инклюзии во всех 17 регионах страны. Хочу отметить, что Жаксылык Мукашевич оказался одним из немногих акимов, кто проявил инициативу и активно поддержал открытие кабинетов поддержки инклюзии в своем регионе. Я очень рада, что сегодня в Усть-Каменогорске созданы условия для получения качественного образования особенными детьми.  В прошлом году нашим фондом открыты три кабинета поддержки инклюзии. Кроме того, в ближайшее время Фондом Первого Президента в рамках инициативы «Қамқорлық» при поддержке нашего фонда будет открыт еще один кабинет поддержки инклюзии, - отметила Председатель Попечительского Совета Корпоративного фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова.   Проект показал высокую эффективность применяемых методов в образовании и коррекции нарушений поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития. Участие в проекте бесплатное. Проект является благотворительным и реализуется за счет средств ежегодного Зимнего благотворительного бала и местных исполнительных органов. Партнеры проекта «Каждый ребенок достоин школы» - партия «Nur Otan», компания «Шеврон» и другие. Справочно  Проект «Каждый ребенок достоин школы» Корпоративного фонда «Болашақ» направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школьные и дошкольные организации Казахстана. С 2015 года фондом открыт 41 кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 500 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Проектом охвачены 34 школы страны. Оказаны консультации более 1200 семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Более 1250 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, создано 420 рабочих мест.  Фондом внесено более 70 изменений в действующие законодательство РК в части недискриминации детей с ОП и получения качественного образования. В 2020 году открыты первые КПИ в столичных детских садах №34 и №89.   В текущем году фонд планирует выпустить книги ABLLS-R и «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения» на казахском языке. Данная литература позволит специалистам получить доступ к передовым методикам коррекционной педагогики на казахском языке, а также повысить эффективность проводимой работы. 

+
Фонд готовит первый в Казахстане учебный курс для педагогов-ассистентов

Специалисты проекта «Каждый ребёнок достоин школы» готовят первый в Казахстане учебный для педагогов-ассистентов (сопровождающие лица, тьюторы) по сопровождению и работе с детьми с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы с использованием поведенческих методов работы. Курс будет состоять из обучающих видео-лекций с практическими примерами, а также практических онлайн-тренингов. Курс рассчитан на 12 недель обучения. Лекции читают кураторы проекта. Кто такие кураторы кабинета поддержки инклюзии? Куратор - это один из специалистов команды кабинета поддержки инклюзии. Куратор обеспечивает методическое сопровождение каждого отдельного ученика с особенностями развития, разрабатывает индивидуальные программы развития учеников, обучает работе по данным программам и ведут консультационную поддержку специалистов команды кабинетов поддержки инклюзии – учителя и педагогов-ассистентов.    Посредством курса кураторы обучают педагогов-ассистентов методам коррекции проблемного поведения, методам обучения и работе с детьми с ООП, учат составлять обучающие программы и применять поведенческие техники работы в общеобразовательной школе/классе. Курс позволит педагогам-ассистентам овладеть эффективными методами обучения особенных детей, научит их применять поведенческие техники в работе, навыкам сбора и анализа данных о детях с особенностями развития с целью построения коррекционной работы. Кто такие педагоги-ассистенты кабинетов поддержки инклюзии? Педагог-ассистент – одна из ключевых позиций в кабинете поддержки инклюзии. Он является сопровождающим лицом ученика с ООП в школе – как в кабинете поддержки инклюзии, так и в общеобразовательном классе. Педагог-ассистент собирает данные об учениках кабинета поддержки инклюзии для анализа, адаптирует программы обучения, подготавливает индивидуальные учебные материалы, помогает учителю регулярного класса включать ребенка в образовательный процесс, помогает особенному ребенку наладить контакт со сверстниками и т. д. Педагог-ассистент не только контролирует и выстраивает учебный процесс, но и, при необходимости, оказывает физическую помощь, например, помогает ребенку передвигаться. В первую очередь, с помощью педагога-ассистента решаются поведенческие проблемы, чтобы всем ученикам было комфортно учиться в классе с особенным ребенком.    Курс будет готов в начале 2021 года. После завершения работы над курсом мы опубликуем программу курса на нашем сайте для публичного обсуждения. Будем рады, если все те, кому интересен курс, примут участие в его обсуждении. Чтобы не пропустить публикацию программы курса, следите за нашими обновлениями на страницах в социальных сетях и на сайте.