Инклюзия детей с аутизмом и другими
особенностями развития в школы Казахстана

Курс по ABA-терапии

Проект «Каждый ребенок достоин школы» стартовал в июле 2015 года и направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в организациях образования.

71

кабинетов поддержки инклюзии в 26 городах страны

Нур-Султан

Алматы

Шымкент

Уральск

Актау

Атырау

Кызылорда

Павлодар

Петропавловск

Кокшетау

Костанай

Усть-Каменогорск

Семей

Талдыкорган

Экибастуз

Караганда

Темиртау

Жезказган

Тараз

Туркестан

Актобе

Возможность ходить в школу каждый день получили более 800 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Впервые в Казахстане открыты кабинеты поддержки инклюзии в столичных детских садах № 34, 89, 54, 60, 66, 95, 8, 11, 30, 76, 63, 98, 86, 35, 52.

Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее – курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Работа кабинетов поддержки инклюзии построена на методах прикладного анализа поведения.

КАБИНЕТ ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ

это дополнительное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Супервизор - магистр психологических наук, имеющий международный сертификат поведенческого аналитика уровня ВСВА или ВСаВА с правом проведения супервизий. Помимо сертификата международного образца, обязательно должен обладать практическими навыками организации работы КПИ, в обучении академическим навыкам и коррекции поведения. Супервизирует практику кураторов.
 
Куратор - бакалавр или магистр психологических наук, поведенческий специалист, окончивший полную программу (4 курса) обучения уровня ВСаВА/ВСВА. Не является сотрудником организации образования, на базе которой работает КПИ. Может одновременно курировать несколько КПИ в разных организациях образования, так как не требуется его постоянное очное присутствие в классе/кабинете.
 
Учитель КПИ планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с индивидуальной программой и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, посещающих КПИ. Совместно с учителями общеобразовательных классов, в которые зачислены учащиеся, посещающие КПИ, определяет организацию процесса их обучения в общеобразовательном классе.
 
Тьютор (индивидуальное сопровождающее лицо) проводит индивидуальные занятия с учащимся КПИ в соответствии с индивидуальной программой учащегося и планами занятий. Индивидуально работает с учеником над выявлением, формированием и развитием познавательных интересов, навыков, обеспечивает ежедневный сбор данных (поведение, следование инструкциям и т.д.) для анализа и дальнейшего обновления программы, сопровождает ученика в образовательном процессе, готовит персональные материалы для усвоения учебного материала.

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЙ КАБИНЕТ

Специальное оборудование кабинета позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, обучаться в индивидуально сформированном пространстве, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения особенных учеников.
 
Для этого в кабинете имеется 4 зоны:

01.

Зона индивидуальных занятий

02.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки по развитию моторики

03.

Зона групповых занятий

04.

Зона работы куратора проекта

МЫ РЕАЛИЗУЕМ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ

01

Определение школы и оснащение кабинета поддержки инклюзии

02

Формирование команды специалистов и сопровождающих специалистов

03

Выведение детей с ОП из обучения на дому и включение их в школы

04

Супервайзинг детей и специалистов КПИ

Нормативные правовые документы по инклюзивному образованию

Перейти

маршрут родителей ребенка с особыми потребностями

скачать

ТЕСТ M-CHAT

тест на первые признаки аутизма у ребенка
Пройти тест

НАШИ КУРСЫ

Вводный курс по ABA-терапииВВОДНЫЙ КУРС ПО ABA-ТЕРАПИИ

Учебно-производственные комбинаты по подготовке к профессиональной деятельности подростков с ООП

Учебно-производственные комбинаты или специализированные профессиональные площадки для учащихся 7-11 классов с особыми образовательными потребностями начали работу в начале 2024 года на базе Колледжа общественного питания и сервиса г. Астана и Колледжа бизнеса, менеджмента и образования г. Астана.

Участниками проекта стали 34 подростка от 13 до 18 лет с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом Аперта, эпилепсией, легкой степенью умственной отсталости, синдромом Туретта, задержкой психического развития и задержкой психо-речевого развития.

Цель проекта – помощь подросткам с ООП в социальной адаптации, профессиональном обучении и трудоустройстве.

Обучение проходило по направлениям: «Швейное производство и моделирование одежды», «Организация питания - Повар», «Организация питания - Кондитер» и «Декоративно-прикладное искусство». Продолжительность обучения составила 5 месяцев, 2 раза в неделю по 3 часа.

Пилотный проект реализован за счет благотворительных средств фонда.

Важной частью проекта является содействие выпускникам УПК в прохождении стажировок и трудоустройстве. 11 выпускников УПК прошли стажировки в социальном кафе «Kunde», кафе «CrêpeCafé», столичном ателье «Lion», компании «Royal Catering» и других. По итогам стажировки трое подростков с ООП были трудоустроены.

В настоящее время формируется второй поток УПК по специальностям «Кондитер», «Швея» и  «Пекарь» в городе Астана. Спонсор второго потока проекта: АО «Фонд предпринимательства «Даму».

ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕДЖАХ

По инициативе фонда и при поддержке столичного акимата в сентябре 2024 года в Колледже общественного питания и сервиса г. Астана стартовали две специальные группы по специальностям «Кондитер» и «Швея» для подростков с расстройством аутистического спектра. В группах обучаются 20 человек, 8 из которых являются выпускниками УПК.  

Фондом оснащен кабинет поддержки инклюзии в данном Колледже для обеспечения комплексной помощи и поддержки студентов специальных групп с ООП, включая подростков с РАС. В кабинете создана сенсорная зона. Эта зона оснащена мягкими пуфами, диваном, тактильными элементами, которые помогают стабилизировать эмоциональное состояние и улучшить концентрацию. Кроме того, в учебном классе размещены одноместные парты, для создания комфортного пространства для каждого студента и минимизировать отвлекающие факторы. Такой подход позволяет студентам сосредоточиться на обучении, учитывая их индивидуальные особенности и потребности в личном пространстве

Caregiver Skills Training for Families of Children with Developmental Disoders (CST)

Программа Всемирной организации здравоохранения и Autism Speaksпо обучению родителей, членов семей, опекунов, воспитателей и других, ухаживающих за детьми, навыкам ухода за детьми, имеющими задержки развития или отстающими в развитии. Программа внедрена в более чем 20 странах мира. 

В декабре 2023 года фонд начал обучать родителей на тренингах CST. Обучение для родителей бесплатно.

Цель обучения – развитие оптимального взаимодействия родителя и ребенка, укрепление детско-родительских отношений, развитие совместной вовлеченности и взаимной коммуникации, уменьшение нежелательного поведения с помощью улучшения навыков по управлению поведением, развития адаптивных навыков и участия в жизни семьи.

Также проект предусматривает развитие навыков управления стрессом, решение проблем и улучшение благополучия родителей в целом.

Обучение проводили специалисты фонда, сертифицированные поведенческие аналитики. Формат и длительность - 9 групповых занятий (по 2-2.5 ч., еженедельно или раз в две недели) и 3 домашних визита (по 90 мин.).

Всего обучение прошли  35 родителей и специалистов в городах Алматы, Кокшетау и Уральск.

UNI Football League

Это инклюзивный футбольный проект, разработанный специально для детей и подростков с аутизмом и синдромом Дауна, в возрасте от 13 до 18 лет.

Цель проекта – создание доступа к качественной спортивной программе и социализация детей и подростков с особенностями развития через футбол. Специально разработанный регламент соревнований учитывает особенности участников и обеспечивает максимально комфортные условия для игры.

Проект стартовал в ноябре 2023 года в Астане при поддержке Казахстанской федерации футбола на средства ежегодного Зимнего благотворительного бала фонда «Болашақ».

В 2024 году при спонсорской поддержке Корпоративного фонда «Freedom Шапағат» были открыты секции в 8 городах Казахстана.

В настоящее время география проекта охватывает 9 городов: Астана, Шымкент, Атырау, Караганды, Петропавловск, Актобе, Тараз, Оскемен, Семей.

Всего охвачено 97 детей. Из них 12 детей с аутизмом и Синдромом Дауна занимаются в секции в Астане.

Видеолекции для родителей детей с аутизмом и ООП

Современный АВА. Современные подходы в коррекции НП
Денверская модель раннего вмешательства
8 навыков первой необходимости
Инструменты оценки навыков (VB-MAPP)
Пэйринг. Как стать специалистом
Навык просьбы. Оценка и начало вмешательства
Альтернативная коммуникация с помощью карточек ПЭКС и жестовая система коммуникации
⁠Социальные истории для детей с аутизмом

Наши новости

Autism Talks-2025 в Алматы: вдохновляющие истории, объединяющие сердца

6 апреля в Алматы в рамках чемпионата Азии зоны 3.4 состоялась третья ежегодная встреча Autism Talks, объединившая...

Как прошел третий Аutism Talks в Астане

В Астане состоялась третья ежегодная встреча родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – «Аutism Talks: вдохновляющие...

Корпоративный фонд «Болашақ» стал Общественным фондом

Мы рады сообщить, что наш корпоративный фонд «Болашақ» стал Общественным фондом. Это решение отражает наше стремление к...

Контактная информация

Республика Казахстан,
г. Астана, ул. Д.Кунаева, 12/1,
офис 411
Почта: charityfoundation@bolashak.kz
Телефон: +7 7172 500 618
crossmenuchevron-upchevron-down linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram