Инклюзия детей с аутизмом и другими особенностями развития в школы Казахстана

Проект «Каждый ребенок достоин школы» стартовал в июле 2015 года и направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в организациях образования.

41

кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах страны
  • Нур-Султан
  • Алматы
  • Шымкент
  • Уральск
  • Актау
  • Атырау
  • Кызылорда
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Усть-Каменогорск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Экибастуз
  • Караганда
  • Темиртау
  • Жезказган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Актобе

Возможность ходить в школу каждый день получили более 400 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Впервые в Казахстане открываются кабинеты поддержки инклюзии в столичных детских садах №34, 89. Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее - курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Работа кабинетов поддержки инклюзии построена на методах прикладного анализа поведения.

Кабинет поддержки инклюзии

это дополнительное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса.

Методическое сопровождение
Супервизор - магистр психологических наук, имеющий международный сертификат поведенческого аналитика уровня ВСВА или ВСаВА с правом проведения супервизий. Помимо сертификата международного образца, обязательно должен обладать практическими навыками организации работы КПИ, в обучении академическим навыкам и коррекции поведения. Супервизирует практику кураторов.
Куратор - бакалавр или магистр психологических наук, поведенческий специалист, окончивший полную программу (4 курса) обучения уровня ВСаВА/ВСВА. Не является сотрудником организации образования, на базе которой работает КПИ. Может одновременно курировать несколько КПИ в разных организациях образования, так как не требуется его постоянное очное присутствие в классе/кабинете.
Учитель КПИ планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с индивидуальной программой и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, посещающих КПИ. Совместно с учителями общеобразовательных классов, в которые зачислены учащиеся, посещающие КПИ, определяет организацию процесса их обучения в общеобразовательном классе.
Тьютор (индивидуальное сопровождающее лицо) проводит индивидуальные занятия с учащимся КПИ в соответствии с индивидуальной программой учащегося и планами занятий. Индивидуально работает с учеником над выявлением, формированием и развитием познавательных интересов, навыков, обеспечивает ежедневный сбор данных (поведение, следование инструкциям и т.д.) для анализа и дальнейшего обновления программы, сопровождает ученика в образовательном процессе, готовит персональные материалы для усвоения учебного материала.
Специально оборудованный кабинет
Специальное оборудование кабинета позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, обучаться в индивидуально сформированном пространстве, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения особенных учеников.
Для этого в кабинете имеется 4 зоны:

01.

Зона индивидуальных занятий

02.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки по развитию моторики

03.

Зона групповых занятий

04.

Зона работы куратора проекта
Мы реализуем следующие этапы
01
Определение школы и оснащение кабинета поддержки инклюзии
02
Формирование команды специалистов и сопровождающих специалистов
03
Выведение детей с ОП из обучения на дому и включение их в школы
04
Супервайзинг детей и специалистов КПИ
Новости проекта
+
В Казахстане впервые появился курс повышения квалификации по прикладному анализу поведения

Фонд «Болашақ» запустил первый в Казахстане курс повышения квалификации на основе методов прикладного анализа поведения для педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Весной курс прошел экспертизу Министерства образования и науки РК и получил статус курса повышения квалификации. А в конце мая завершил обучение первый поток слушателей курса – почти 180 педагогов из 9 регионов Казахстана.   По данным МОН РК дефицит специалистов в инклюзивной среде составляет 64 %, а качественным инклюзивным образованием охвачены всего 28,2 % детей дошкольного возраста и 46,5 % школьников с особыми образовательными потребностями. Треть педагогов отмечают низкую практическую применимость знаний, полученных на курсах повышения квалификации по работе с детьми с поведенческими нарушениями. Одним из главных направлений проекта «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ» является обучение специалистов, повышение уровня знаний и компетенций казахстанских педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Ежегодно за счет средств фонда десятки казахстанских педагогов обучаются на международных сертифицированных курсах по АВА терапии, а поведенческие специалисты фонда обучают сотни учителей и педагогов-ассистентов по всему Казахстану.   В начале 2021 года фондом было проведено масштабное исследование, где приняли участие более 2000 педагогов и 1500 родителей детей с особенностями развития. Фонд провел анализ типовых квалификационных характеристик должностей педагогов, работающих с особенными детьми, а также диагностику их профессиональных затруднений и потребностей. Результаты анкетирования показали, что специалисты не могут полноценно выполнять свои должностные обязанности в рамках существующей модели «дефектологического» вмешательства, когда возможности ребенка оцениваются по его диагнозу. К примеру, в должностных обязанностях педагога-ассистента указано, что он должен владеть навыками разработки и реализации поведенческих программ. Однако поведенческие дисциплины отсутствуют в образовательных программах вузовской подготовки дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических специальностей. Что указывает на необходимость обучения педагогов методам поведенческого вмешательства, предусматривающих разработку программ вмешательства исходя не из диагноза ребенка, а из оценки уровня развития навыков и поведения. Обучение проходит на казахском и русском языках. Курс способствует росту теоретических знаний и практических навыков специалистов в обучении, сопровождении, проведении коррекционно-развивающих занятий, коррекции проблемного поведения, реализации программ развития детей с ООП. Курс включает обучение работе с американским инструментом оценки навыков ABLLS-R. ABLLS-R – это инструмент для оценки навыков особенного ученика, руководство для построения обучающих программ и инструмент для мониторинга приобретения навыков для детей с задержкой речевого развития. Курс основан на развитии навыков 6-7 летнего типично развивающегося ребенка. На курсе обучают применению поведенческого подхода и инструментария, использованию инструментов оценки навыков: вербальных навыков, коррекции нежелательного поведения детей с ООП. Лекторами курса выступили специалисты прикладного анализа поведения, работающие в фонде «Болашақ» - кураторы проекта «Каждый ребенок достоин школы». Курс состоит из видео-уроков, тестов, онлайн-встреч и видео-примеров. Длительность – 3 месяца по 3-4 часа в неделю. Всего в рамках курса рассматриваются 17 тем. По окончании курса слушатели получают сертификат повышения квалификации по установленному образцу.  Слушателями онлайн курса стали педагоги-ассистенты (тьюторы), логопеды, дефектологи, социальные работники, АВА-тераписты, родители особенных детей. В конце лета стартует второй поток обучения на курсе. В фонд активно поступают заявки. Благодаря сотрудничеству с Министерством труда и социальной защиты населения РК, стоимость курса для слушателей второго потока составила 29 000 тенге вместо 60 000 тенге. «Так вышло, что обучение на курсе совпало с моим выходом на работу в качестве педагога-ассистента. Обучение дало мне и другим слушателям очень много полезной теоретической и практической информации. К примеру, я почти год работала репетитором девочки, готовила ее к школе. Когда мама привела ее впервые, то сказала, что дочь не такая как все, но что именно с ней она не понимает. Девочка была очень замкнутой, плохо шла на контакт и не смотрела прямо в глаза. Так как у меня не было ранее опыта работы с детьми с особенностями развития, я успокоила родителей, сославшись на маленький возраст, сказав, что пройдет время, девочка станет старше и поведение изменится. Однако, пройдя курс, я поняла, что именно с ребенком. Поговорила с родителями. Оказалось, что они изучали информацию в интернете и пришли к выводу, что у их дочери черты аутизма. Посоветовавшись, родители отдали дочь в наш кабинет поддержки инклюзии. Мы надеемся и верим, что при должном подходе, стараниях педагогов и родителей, возможно, уже через год девочка сможет пойти в обычный общеобразовательный класс», - Ольга Беспалова педагог-ассистент, школа №17 г. Рудный, слушатель 1-го потока курса повышения квалификации по прикладному анализу поведения. Справочно Прикладной анализ поведения (АВА сокр. от англ.) – это научная дисциплина, использующаяся в реабилитации людей с расстройством аутистического спектра, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально-значимого поведения. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение. Эффективность АВА-терапии в работе с детьми с аутизмом подтверждена многочисленными научными исследованиями. В сравнении с остальными методиками АВА-терапия имеет наибольшее количество научных исследований с доказанной эффективностью в работе с детьми с особенностями развития.  В настоящее время в Казахстане остро стоят задачи обновления и углубления профессиональных знаний педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с ООП; обучения педагогов применению передовых научно обоснованных методов обучения и вмешательства; повышения уровня теоретических знаний и практических навыков и умений педагогов в вопросах обучения, сопровождения, проведения коррекционно-развивающих занятий, коррекции проблемного поведения, реализации программ развития; обучения использованию методов прикладного анализа поведения в коррекции проблемного поведения; обучения применению поведенческого подхода, поведенческого инструментария, использованию инструментов оценки навыков, в том числе вербальных навыков, коррекции нежелательного поведения детей с ООП.

+
Провели республиканский тренинг для учителей кабинетов поддержки инклюзии

В последних числах мая наша команда собрала на 4-х дневный республиканский тренинг «Проведение оценки навыков и составления учебных протоколов для учащихся с ООП» учителей кабинетов поддержки инклюзии из регионов Казахстана. В мероприятии приняли участие 7 кураторов, 12 учителей из городов Нур-Султан, Актобе, Экибастуз, Талдыкорган, Семей, Кызылорда, Актау, Петропавловск и Усть-Каменогорск. В результате тренинга с участием всей команды был разработан корпоративный кодекс проекта «Каждый ребенок достоин школы» и определены основы следующих новых инициатив: - Разработка 2-3-месячного обучающего курса для родителей детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями; - Курсы повышения квалификации для педагогов и педагогов-ассистентов; - Создание Ассоциации поведенческих специалистов Казахстана и др. В будущем на основе этих и других новых идей планируется масштабное развитие проекта.

+
В столице отметили авторов лучших материалов об инклюзивном образовании

14 мая т. г. в Нур-Султане состоялась церемония награждения победителей республиканского конкурса «Каждый ребенок достоин школы» на лучший материал об инклюзивном образовании среди журналистов и пользователей социальных сетей. Общий призовой фонд конкурса – 1 500 000 тенге.  Конкурс проводится с 2016 года по 5 номинациям: телевизионная работа, социальный ролик, печатная публикация, интернет-статья и пост в социальных сетях. Цель конкурса – формирование инклюзивного общества, общества равных возможностей для людей с особыми потребностями через широкое и разностороннее информационное освещение вопросов развития инклюзивного образования в средствах массовой информации и социальных сетях. В церемонии награждения принял участие Почетный член Попечительского Совета фонда «Болашақ», Первый заместитель Председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек. В ходе мероприятия он поблагодарил всех участников за поддержку проекта «Каждый ребенок достоин школы», а также вклад в формирование в обществе духа солидарности. - Поддержка детей с особыми потребностями является одним из приоритетов инициированного Лидером партии в 2014 году проекта «Кедергісіз келешек – Будущее без барьеров» и предвыборной программы «Nur Otan»-а, озвученной Главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Так, до 2025 года поставлена задача обеспечить внедрение инклюзивного образования во всех колледжах и вузах, а также в 70% школ и дошкольных организаций. В Казахстане насчитывается более 160 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 35 тысяч детей с аутизмом. Поэтому уже 5 год фондом «Болашақ» проводится Республиканский конкурс на лучший материал по освещению инклюзивного образования… Отдельно хочу сказать большое спасибо всем неравнодушным меценатам, специалистам и родителям! Преодолеть непонимание и равнодушие, сформировать толерантное отношение, вовлекая каждого особенного ребенка в социальную среду, – это наша общая задача – отметил Бауыржан Байбек. Всего на конкурс поступило 138 материалов из 15 регионов страны. География конкурса охватила почти весь Казахстан: Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Павлодарская область, Атырау, Актюбинская область, Карагандинская область, Восточно-Казахстанская область, Акмолинская область, Костанайская область, Уральск, Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Талдыкорган, Кызылординская область, Туркестан.  - Около 40 СМИ из 15 регионов представлены на конкурсе. Радует, что региональные журналисты все чаще поднимают такие остросоциальные темы. Если в больших городах дети с особенностями развития имеют достаточно шансов и возможностей на социализацию, то в регионах, в отдаленных районных центрах и селах, особенные дети остаются за бортом системы образования. И именно журналисты, поднимая вопросы развития инклюзивного образования в регионах, становятся голосом сотен и тысяч родителей особенных детей - отметила Председатель Попсовета фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова. Победителями конкурса стали журналисты медиа-кампании «Nukte», журналист телеканала «Қазақстан-Атырау» Орынгуль Махмудова, журналист телеканала «Хабар» Амир Саменбетов, журналист газеты «Панорама Шымкента» Галина Герман, журналист газеты «Egemen Qazaqstan» Айдана Шотбайқызы, журналист газеты «Казахстанская правда» Асет Калымов, журналисты информационых сайтов INFO TIMES, Peremena.media и «Strategy2050.kz» Айжан Мадиходжаева, Дия Батенова, Кайрат Жандыбаев, Динара Оразбекова. Также призерами конкурса стали специалисты кабинета поддержки инклюзии средней школы №6 города Павлодар, специалисты Аутизм-центра «Асыл Мирас» города Петропавловска, сотрудники ПМПК города Караганда.  Победители были отмечены дипломами и денежными призами. С 2020 года конкурс проводится при информационной поддержке Министерства информации и общественного развития РК. Члены жюри конкурса: министр информации и общественного развития Аида Балаева, заслуженный деятель Казахстана, телевизионный продюсер и журналист Ляйля Султанқызы, директор телеканала «Хабар» Динара Бисембина, автор книги-блокнота «Книга перемен», журналист Бота Байтукбаева, известные телеведущие Ғалымжан Кеншілік, Ирина Тен, Председатель Попечительского Совета фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова. Организаторами было принято решение увеличить призовой фонд конкурса в следующем году. Справочно:  Конкурс на лучший материал по освещению инклюзивного образования проводится Корпоративным фондом «Болашақ» с 2016 года в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» по развитию инклюзивного образования, который реализуется при поддержке партии «Nur Otan». Проект направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особыми потребностями в организациях образования.  За время реализации проекта открыто 59 кабинетов поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана, в том числе 16 кабинетов инклюзии «Қамқорлық» - за счёт финансирования Фонда Нурсултана Назарбаева.  Возможность ходить в школу каждый день получили более 500 детей с аутизмом и другими особенностями развития.