Инклюзия детей с аутизмом и другими
особенностями развития в школы Казахстана

Курс по ABA-терапии

Проект «Каждый ребенок достоин школы» стартовал в июле 2015 года и направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в организациях образования.

71

кабинетов поддержки инклюзии в 26 городах страны

Нур-Султан

Алматы

Шымкент

Уральск

Актау

Атырау

Кызылорда

Павлодар

Петропавловск

Кокшетау

Костанай

Усть-Каменогорск

Семей

Талдыкорган

Экибастуз

Караганда

Темиртау

Жезказган

Тараз

Туркестан

Актобе

Возможность ходить в школу каждый день получили более 800 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Впервые в Казахстане открыты кабинеты поддержки инклюзии в столичных детских садах № 34, 89, 54, 60, 66, 95, 8, 11, 30, 76, 63, 98, 86, 35, 52.

Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее – курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Работа кабинетов поддержки инклюзии построена на методах прикладного анализа поведения.

КАБИНЕТ ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ

это дополнительное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Супервизор - магистр психологических наук, имеющий международный сертификат поведенческого аналитика уровня ВСВА или ВСаВА с правом проведения супервизий. Помимо сертификата международного образца, обязательно должен обладать практическими навыками организации работы КПИ, в обучении академическим навыкам и коррекции поведения. Супервизирует практику кураторов.
 
Куратор - бакалавр или магистр психологических наук, поведенческий специалист, окончивший полную программу (4 курса) обучения уровня ВСаВА/ВСВА. Не является сотрудником организации образования, на базе которой работает КПИ. Может одновременно курировать несколько КПИ в разных организациях образования, так как не требуется его постоянное очное присутствие в классе/кабинете.
 
Учитель КПИ планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с индивидуальной программой и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, посещающих КПИ. Совместно с учителями общеобразовательных классов, в которые зачислены учащиеся, посещающие КПИ, определяет организацию процесса их обучения в общеобразовательном классе.
 
Тьютор (индивидуальное сопровождающее лицо) проводит индивидуальные занятия с учащимся КПИ в соответствии с индивидуальной программой учащегося и планами занятий. Индивидуально работает с учеником над выявлением, формированием и развитием познавательных интересов, навыков, обеспечивает ежедневный сбор данных (поведение, следование инструкциям и т.д.) для анализа и дальнейшего обновления программы, сопровождает ученика в образовательном процессе, готовит персональные материалы для усвоения учебного материала.

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЙ КАБИНЕТ

Специальное оборудование кабинета позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, обучаться в индивидуально сформированном пространстве, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения особенных учеников.
 
Для этого в кабинете имеется 4 зоны:

01.

Зона индивидуальных занятий

02.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки по развитию моторики

03.

Зона групповых занятий

04.

Зона работы куратора проекта

МЫ РЕАЛИЗУЕМ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ

01

Определение школы и оснащение кабинета поддержки инклюзии

02

Формирование команды специалистов и сопровождающих специалистов

03

Выведение детей с ОП из обучения на дому и включение их в школы

04

Супервайзинг детей и специалистов КПИ

Нормативные правовые документы по инклюзивному образованию

Перейти

маршрут родителей ребенка с особыми потребностями

скачать

ТЕСТ M-CHAT

тест на первые признаки аутизма у ребенка
Пройти тест

НАШИ КУРСЫ

Вводный курс по ABA-терапииВВОДНЫЙ КУРС ПО ABA-ТЕРАПИИ

Учебно-производственные комбинаты по подготовке к профессиональной деятельности подростков с ООП

Учебно-производственные комбинаты или специализированные профессиональные площадки для учащихся 7-11 классов с особыми образовательными потребностями начали работу в начале 2024 года на базе Колледжа общественного питания и сервиса г. Астана и Колледжа бизнеса, менеджмента и образования г. Астана.

Участниками проекта стали 34 подростка от 13 до 18 лет с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом Аперта, эпилепсией, легкой степенью умственной отсталости, синдромом Туретта, задержкой психического развития и задержкой психо-речевого развития.

Цель проекта – помощь подросткам с ООП в социальной адаптации, профессиональном обучении и трудоустройстве.

Обучение проходило по направлениям: «Швейное производство и моделирование одежды», «Организация питания - Повар», «Организация питания - Кондитер» и «Декоративно-прикладное искусство». Продолжительность обучения составила 5 месяцев, 2 раза в неделю по 3 часа.

Пилотный проект реализован за счет благотворительных средств фонда.

Важной частью проекта является содействие выпускникам УПК в прохождении стажировок и трудоустройстве. 11 выпускников УПК прошли стажировки в социальном кафе «Kunde», кафе «CrêpeCafé», столичном ателье «Lion», компании «Royal Catering» и других. По итогам стажировки трое подростков с ООП были трудоустроены.

В настоящее время формируется второй поток УПК по специальностям «Кондитер», «Швея» и  «Пекарь» в городе Астана. Спонсор второго потока проекта: АО «Фонд предпринимательства «Даму».

ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕДЖАХ

По инициативе фонда и при поддержке столичного акимата в сентябре 2024 года в Колледже общественного питания и сервиса г. Астана стартовали две специальные группы по специальностям «Кондитер» и «Швея» для подростков с расстройством аутистического спектра. В группах обучаются 20 человек, 8 из которых являются выпускниками УПК.  

Фондом оснащен кабинет поддержки инклюзии в данном Колледже для обеспечения комплексной помощи и поддержки студентов специальных групп с ООП, включая подростков с РАС. В кабинете создана сенсорная зона. Эта зона оснащена мягкими пуфами, диваном, тактильными элементами, которые помогают стабилизировать эмоциональное состояние и улучшить концентрацию. Кроме того, в учебном классе размещены одноместные парты, для создания комфортного пространства для каждого студента и минимизировать отвлекающие факторы. Такой подход позволяет студентам сосредоточиться на обучении, учитывая их индивидуальные особенности и потребности в личном пространстве

Caregiver Skills Training for Families of Children with Developmental Disoders (CST)

Программа Всемирной организации здравоохранения и Autism Speaksпо обучению родителей, членов семей, опекунов, воспитателей и других, ухаживающих за детьми, навыкам ухода за детьми, имеющими задержки развития или отстающими в развитии. Программа внедрена в более чем 20 странах мира. 

В декабре 2023 года фонд начал обучать родителей на тренингах CST. Обучение для родителей бесплатно.

Цель обучения – развитие оптимального взаимодействия родителя и ребенка, укрепление детско-родительских отношений, развитие совместной вовлеченности и взаимной коммуникации, уменьшение нежелательного поведения с помощью улучшения навыков по управлению поведением, развития адаптивных навыков и участия в жизни семьи.

Также проект предусматривает развитие навыков управления стрессом, решение проблем и улучшение благополучия родителей в целом.

Обучение проводили специалисты фонда, сертифицированные поведенческие аналитики. Формат и длительность - 9 групповых занятий (по 2-2.5 ч., еженедельно или раз в две недели) и 3 домашних визита (по 90 мин.).

Всего обучение прошли  35 родителей и специалистов в городах Алматы, Кокшетау и Уральск.

UNI Football League

Это инклюзивный футбольный проект, разработанный специально для детей и подростков с аутизмом и синдромом Дауна, в возрасте от 13 до 18 лет.

Цель проекта – создание доступа к качественной спортивной программе и социализация детей и подростков с особенностями развития через футбол. Специально разработанный регламент соревнований учитывает особенности участников и обеспечивает максимально комфортные условия для игры.

Проект стартовал в ноябре 2023 года в Астане при поддержке Казахстанской федерации футбола на средства ежегодного Зимнего благотворительного бала фонда «Болашақ».

В 2024 году при спонсорской поддержке Корпоративного фонда «Freedom Шапағат» были открыты секции в 8 городах Казахстана.

В настоящее время география проекта охватывает 9 городов: Астана, Шымкент, Атырау, Караганды, Петропавловск, Актобе, Тараз, Оскемен, Семей.

Всего охвачено 97 детей. Из них 12 детей с аутизмом и Синдромом Дауна занимаются в секции в Астане.

Видеолекции для родителей детей с аутизмом и ООП

Современный АВА. Современные подходы в коррекции НП
Денверская модель раннего вмешательства
8 навыков первой необходимости
Инструменты оценки навыков (VB-MAPP)
Пэйринг. Как стать специалистом
Навык просьбы. Оценка и начало вмешательства
Альтернативная коммуникация с помощью карточек ПЭКС и жестовая система коммуникации
⁠Социальные истории для детей с аутизмом

Наши новости

Презентовали проект УПК министру

Министр труда и социальной защиты населения РК Жакупова Светлана Кабыкеновна и Председатель Правления Фонда «Даму» Бурибаева Гаухар...

Более 100 детей с аутизмом и синдромом Дауна в Казахстане занимаются в  секции по футболу бесплатно 

10 декабря во всемирный День прав человека в Астане прошла открытая тренировка секции инклюзивной лиги по футболу...

В столице прошел отбор дебютантов юбилейного Зимнего благотворительного бала

Около 300 человек приняли участие в кастинге дебютантов юбилейного XV Зимнего благотворительного бала в Астане. Зимний благотворительный...

Контактная информация

Республика Казахстан,
г. Астана, ул. Д.Кунаева, 12/1,
офис 411
Почта: charityfoundation@bolashak.kz
Телефон: +7 7172 500 618
crossmenuchevron-upchevron-down linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram