Инклюзия детей с аутизмом и другими особенностями развития в школы Казахстана

Проект «Каждый ребенок достоин школы» стартовал в июле 2015 года и направлен на внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в организациях образования.

46

кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах страны
  • Нур-Султан
  • Алматы
  • Шымкент
  • Уральск
  • Актау
  • Атырау
  • Кызылорда
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Усть-Каменогорск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Экибастуз
  • Караганда
  • Темиртау
  • Жезказган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Актобе

Возможность ходить в школу каждый день получили более 600 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Впервые в Казахстане открываются кабинеты поддержки инклюзии в столичных детских садах №34, 89. Особенностью Проекта является обязательное методическое сопровождение (далее - курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Работа кабинетов поддержки инклюзии построена на методах прикладного анализа поведения.

Кабинет поддержки инклюзии

это дополнительное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса.

Методическое сопровождение
Супервизор - магистр психологических наук, имеющий международный сертификат поведенческого аналитика уровня ВСВА или ВСаВА с правом проведения супервизий. Помимо сертификата международного образца, обязательно должен обладать практическими навыками организации работы КПИ, в обучении академическим навыкам и коррекции поведения. Супервизирует практику кураторов.
Куратор - бакалавр или магистр психологических наук, поведенческий специалист, окончивший полную программу (4 курса) обучения уровня ВСаВА/ВСВА. Не является сотрудником организации образования, на базе которой работает КПИ. Может одновременно курировать несколько КПИ в разных организациях образования, так как не требуется его постоянное очное присутствие в классе/кабинете.
Учитель КПИ планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с индивидуальной программой и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности учащихся, посещающих КПИ. Совместно с учителями общеобразовательных классов, в которые зачислены учащиеся, посещающие КПИ, определяет организацию процесса их обучения в общеобразовательном классе.
Тьютор (индивидуальное сопровождающее лицо) проводит индивидуальные занятия с учащимся КПИ в соответствии с индивидуальной программой учащегося и планами занятий. Индивидуально работает с учеником над выявлением, формированием и развитием познавательных интересов, навыков, обеспечивает ежедневный сбор данных (поведение, следование инструкциям и т.д.) для анализа и дальнейшего обновления программы, сопровождает ученика в образовательном процессе, готовит персональные материалы для усвоения учебного материала.
Специально оборудованный кабинет
Специальное оборудование кабинета позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, обучаться в индивидуально сформированном пространстве, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения особенных учеников.
Для этого в кабинете имеется 4 зоны:

01.

Зона индивидуальных занятий

02.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки по развитию моторики

03.

Зона групповых занятий

04.

Зона работы куратора проекта
Мы реализуем следующие этапы
01
Определение школы и оснащение кабинета поддержки инклюзии
02
Формирование команды специалистов и сопровождающих специалистов
03
Выведение детей с ОП из обучения на дому и включение их в школы
04
Супервайзинг детей и специалистов КПИ
Новости проекта
+
Фонд «Болашақ» провел практический тренинг для специалистов, работающих с особенными детьми, в Караганде

Фонд «Болашақ» провел трехдневный практический тренинг по основам прикладного анализа поведения для 150 специалистов Карагандинской области, работающих с особенными детьми.  Обучение прошли 150 педагогов организаций среднего и дошкольного образования, специальных организаций образования (ПМПК, РЦ, КППК) Карагандинской области в рамках государственного социального заказа «Организация комплекса мероприятий для педагогов организаций образования по обучению прикладному анализу поведения (АБА-терапии) для работы с детьми с РАС (продолжающий курс)». Тренерами курса выступили международно-сертифицированные поведенческие аналитики уровня BCBA, супервизоры CBA-S, кураторы поведенческих программ КФ «Болашак» с опытом работы более 10 лет. Участниками тренинга стали педагоги-ассистенты, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, воспитатели, учителя начальных классов и учителя предметники Карагандинской области. По итогам обучения они получили теоретические и практические знания по тому, как: • формировать руководящий контроль и тестировать предпочтения ребенка, что является одним из важнейших составляющих успешного обучения новым навыкам ребенка с особыми образовательными потребностями и способствует формированию у ребенка мотивации к обучению; • самостоятельно использовать инструменты оценки навыков, определять уровень навыков и дефицитов ребенка; • выявлять и измерять целевое поведение, то есть поведение, подлежащее изменению. Измерения помогают специалистам оптимизировать результаты своей деятельности и предоставить результаты своей работы родителям, работодателям и обществу. Отметим, что Управление образования Карагандинской области проявили инициативу по обучению своих специалистов, работающих с особенными детьми на курсах фонда, как в онлайн формате, так и в офлайн. Обучение состояло из теоретической и практической частей. Каждый участник учился индивидуальной работе с ребенком с ООП под сопровождением тренера. По итогам практических занятий тренеры давали обратную связь каждому слушателю. По окончанию тренинга слушатели получили сертификаты и книги «Ерекше балалар. Мінез-құлықты қолданбалы талдауға (АВА) кіріспе», где подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения, описаны методы коррекции проблемного поведения, а также стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития.

+
Набор в новые инклюзивные классы

Уважаемые родители особенных детей с города Караганда❗️ Корпоративный Фонд "Болашақ" совместно с Управлением образования Карагандинской области запускает прием заявок в новые инклюзивные классы для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями на 2022-2023 учебный год. Осуществляется прием детей в новые кабинеты поддержки инклюзии в ОШ №48, ОШ №82 и КШЯС №33 г. Караганда. 📚 Проект "Каждый ребёнок достоин школы" рассчитан  для детей от 7 до 11 лет, на учеников начальных классов (1-4 классы). 🔊 Приглашаем всех заинтересованных и активных родителей детей с особенностями развития подать заявку на участие в проекте!  Для этого заполните форму заявки по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1dvV5Rx-gnGjcHR5_WooEHdJvgAe6dKgU9vp_VQCjtP0/edit ⏳ ВНИМАНИЕ! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 15 АВГУСТА. По вопросам:  📞 8 (7172) 500 618

+
Аutism Talks: вдохновляющие истории родителей особенных детей

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма Корпоративный фонд «Болашақ» провел мотивационную встречу родителей особенных детей «Аutism Talks: вдохновляющие истории родителей особенных детей». Мероприятие прошло при поддержке партии «AMANAT» в рамках партийного проекта «Кедергісіз келешек – Будущее без барьеров». На встрече родители рассказали об опыте воспитания особенного ребенка, поделились советами и рекомендациями по воспитанию детей с аутизмом и другими особенностями развития, поведали о том, на какие успехи и достижения вдохновили их дети. В мероприятии приняли участие как опытные родители подростков, так и те, кто недавно столкнулся с диагнозом аутизм. 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2007 года с целью привлечения внимания к проблемам детей с аутизмом. В резолюции Генеральной Ассамблеи выражается обеспокоенность высокой долей детей с аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования. Ежегодно, начиная с 2008 года, 2 апреля во всем мире проходят различные информационные кампании и акции: на видеопорталах, по телевидению показывают ролики социальной рекламы, проводятся конференции по аутизму, где обсуждается глобальность проблемы аутизма. Инициатива массового информирования общественности поддерживается на всех уровнях. Главы различных государств, в том числе и нашей страны, публикуют посты в социальных сетях в поддержку Всемирного дня. В Казахстане по данным МОН РК проживают 8 796 детей с аутизмом, а по неофициальным данным количество детей с аутизмом превышает 30 тысяч. По данным международной организации «Autism Speaks» за 2020 год у каждого 54 ребенка в мире диагностируется аутизм. Аутизм проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса. Для аутизма характерны склонность к ритуальному поведению, сложности в повседневном общении, социальном взаимодействии. Однако дети с аутизмом могут успешно обучаться в школе, участвовать в жизни общества. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо обеспечить ребенку помощь квалифицированных специалистов с малых лет. На встрече выступили родители детей с аутизмом – люди сильные духом, которые не только не сдались, услышав непростой диагноз ребенка, а более того, стали развиваться – открывать учебные центры, социальные предприятия, обучаться современным методикам, создавать родительские сообщества и помогать другим родителям. На встрече выступили: предприниматель, автор книги «Особенное счастье» Алия Абдибаитова, известный детский психиатр Татьяна Дегтярь, отец особенного ребенка Жалгас Аширбеков, учредитель и руководитель общественного объединения родителей детей с аутизмом «ОРДА» Салтанат Есмаганбетова, сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор CBA-S, основатель центра для детей с аутизмом «Алуа», куратор фонда «Болашақ» Жанара Калиева. Встречу модерировала председатель Попечительского совета фонда «Болашақ», сертифицированный коуч, автор книги «Superkyz» Динара Гаплан (Чайжунусова). Как растить подростка с аутизмом и развиваться самой? Как запустить социальный проект для особенных детей? Как создать общественное объединение родителей особенных детей? На эти и другие вопросы получили ответы родители, пришедшие на мероприятие, и с интересом слушавшие выступающих. Для тех, кто не смог принять участие в мероприятии, была организована трансляция прямого эфира в социальных сетях. «Мы впервые проводим подобное мотивационное мероприятие для родителей особенных детей. Нашему проекту по развитию инклюзивного образования уже более 7 лет и в этот особенный день мы решили провести нечто особенное для родителей – именно родители в 2014 году сподвигнули нас запустить это направление. На самом деле от родителей зависит очень многое в том числе в системе инклюзивного образования. Здесь собрались сегодня активные родители, готовые брать на себя отвественность, у которых есть силы создавать условия для социализации своего ребенка, чтобы он мог пользоваться как можно большими возможностями, чтобы нашел свое место в обществе. Родители, которые не ограничиваются миром своей семьи, нуждами только своего особенного ребенка, а идут дальше – обучаются, развиваются, помогают другим родителям и их особенным детям, запускают социальные проекты, создают сообщества, становятся экспертами в вопросах образования особенных детей. Мы хотим, чтобы те родители, кто недавно столкнулся с аутизмом брали с них пример», - отметила  председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан (Чайжунусова). Проект «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ» направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школы и детские сады Казахстана. С 2015 года фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана. Возможность ходить в школу каждый день получили более 600 детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Проектом охвачены более 60 школ страны. Более 3500 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, создано более 400 рабочих мест. В рамках информирования об аутизме в апреле 2022 года фондом запланирован ряд мероприятий. Ведется подготовка акции «Зажги синим» по освещению синим цветом (цвет аутизма) архитектурной подсветки зданий, центральных улиц городов страны и размещение информационного видеоролика об аутизме в столичных торгово-развлекательных центрах; совместные благотворительные акции с сетью кофеен Pickle, Global coffee, сетью ресторанов Lanzhou и другие.