Аким столицы Женис Касымбек ознакомился с работой кабинета поддержки инклюзии в ясли-саду №89 «Қыз Жібек» Астаны в преддверии Всемирного дня информирования о проблеме аутизма. Этот кабинет является пилотным проектом Корпоративного фонда «Болашақ» по развитию инклюзии в детских садах. На сегодняшний день это один из двух кабинетов поддержки инклюзии в детских садах по всей стране.
Кабинет поддержки инклюзии в Ясли-саду №89 «Қыз Жібек» стал одним из двух пилотных кабинетов, открытых фондом «Болашақ» совместно с Управлением образования акимата столицы в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» в детских садах Астаны еще осенью 2020 года. Второй кабинет был открыт в Ясли-саду №34 «Ақ бидай». В целом, с 2015 года фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в школах и детских садах в 22 городах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 700 детей с аутизмом и другими особенностями развития.
В кабинете поддержки инклюзии детского сада «Қыз Жібек» получают поддержку 5 детей в возрасте от 4 до 6 лет с аутизмом и другими ментальными нарушениями. В кабинете осуществляется социализация детей с особыми образовательными потребностями, формирование речевых, коммуникативных и бытовых навыков. Основное время дети проводят в обычных группах вместе со сверстниками и несколько часов в день они занимаются в кабинете поддержки инклюзии вместе с педагогами-ассистентами. В команде кабинета 8 человек – учитель, 5 воспитателей, дефектолог и логопед. Учитель и воспитатели помогают детям осваивать индивидуальные программы развития и взаимодействовать с другими детьми.
По официальным данным в Казахстане проживает порядка 9 000 детей с диагнозом аутизм, из них на 1 января 2022 г. в столице проживает 2 256 детей. По неофициальным данным (данные ВОЗ) каждый 54-ый ребенок в мире имеет расстройство аутистического спектра. К сожалению, с каждым годом эта цифра растет. В проекте «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ» с 2015 года обучились более 130 детей из города Астана. Всего в столице фондом «Болашақ» открыты и оснащены кабинеты поддержки инклюзии в школах № 8, 11, 37, 71, 85, 88, 89, 91, 92, а также детских садах №34 и №89.
Воспитатели, педагоги и родители отмечают, что за время посещения кабинета дети заметно улучшили свои навыки социализации и обучения. К примеру, пятилетняя Самира с диагнозом ЗПРР с аутистическими чертами до посещения садика не умела говорить, девочка не шла на контакт с воспитателями, сторонилась детей, плакала. Сейчас девочка хорошо понимает речь воспитателя, спокойно идет на контакт с детьми, научилась выражать просьбу. Шестилетний Нурсултан с синдромом Аспергера ранее не отвечал на вопросы воспитателей, не играл с детьми. Сейчас он охотно свободно ведет диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, активно участвует во всех мероприятиях.
Гости наглядно ознакомились с работой кабинета поддержки инклюзии и обсудили проблемные вопросы развития инклюзивного образования в Казахстане. Председатель Попечительского Совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан отметила, что при активном сотрудничестве государства и общественных организаций эти вопросы можно решить уже сегодня: «Сейчас особенно актуально обеспечить уход от формального инклюзивного образования и повысить квалификацию специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, создать условия для развития качественной системы инклюзивного образования, в том числе, посредством открытия кабинетов поддержки инклюзии, где дети с аутизмом и другими ментальными нарушениями смогут получать по-настоящему эффективное и качественное обучение. Также важно создать условия для методического сопровождения кабинетов поддержки инклюзии поведенческими аналитиками, прошедшими международную сертификацию на знание поведенческого анализа и его методик. Согласно исследованию фонда 60% специалистов отметили, что не обладают необходимыми знаниями и навыками по работе с особенными детьми. Важно обучать ABA-терапии психологов, логопедов, дефектологов, педагогов-ассистентов, методистов, которые работают в специальных и общих организациях образования, а также организациях здравоохранения и социальной защиты. Основываясь на 8-летнем системном опыте развития инклюзивного образования на примере нашего проекта, мы готовы предложить пути решения этих задач. В настоящее время фонд обучает специалистов основам АВА терапии, мы уже обучили более 3 000 специалистов как из Казахстана, так из стран Центральной Азии. Также мы готовы оказывать экспертную поддержку в открытии кабинетов поддержки инклюзии. Поведенческие аналитики, которых мы обучили на средства фонда, готовы оказывать методическое сопровождение кабинетов по всей стране».
Для детей участие в проекте бесплатное. Проект реализуется при поддержке партии «AMANAT» в рамках партийного проекта «Кедергісіз келешек».
Отметим, что 2 апреля во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма Корпоративный фонд «Болашақ» проводит в Астане традиционную мотивационную встречу родителей особенных детей «Аutism Talks: вдохновляющие истории родителей особенных детей».
На встрече родители детей с аутизмом расскажут о своем опыте, поделятся советами и рекомендациями по воспитанию детей с аутизмом и другими особенностями развития, расскажут на какие успехи и достижения вдохновили их дети. Также в мероприятии примут участие психотерапевты, психиатры, повенденческие аналитики и другие специалисты. Мероприятие будет полезно как членам семей, воспитывающим особенных детей, так и специалистам, работающим с особенными детьми.
Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрі Светлана Қабыкенқызы Жакупова және «Даму» қорының басқарма төрайымы Гаухар...
10 желтоқсанда Дүниежүзілік адам құқықтары күні Астанада «UNI Football League» инклюзивті футбол лигасы секциясының ашық жаттығуы өтті....
Астанада мерейтойлық XV Қысқы қайырымдылық балының дебютанттар кастингіне 300-дей адам қатысты. «Болашақ» корпоративтік қоры ерекше қажеттіліктері бар...