Фонд «Болашақ» запустил первый в Казахстане курс повышения квалификации на основе методов прикладного анализа поведения для педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Весной курс прошел экспертизу Министерства образования и науки РК и получил статус курса повышения квалификации. А в конце мая завершил обучение первый поток слушателей курса – почти 180 педагогов из 9 регионов Казахстана.
По данным МОН РК дефицит специалистов в инклюзивной среде составляет 64 %, а качественным инклюзивным образованием охвачены всего 28,2 % детей дошкольного возраста и 46,5 % школьников с особыми образовательными потребностями. Треть педагогов отмечают низкую практическую применимость знаний, полученных на курсах повышения квалификации по работе с детьми с поведенческими нарушениями.
Одним из главных направлений проекта «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ» является обучение специалистов, повышение уровня знаний и компетенций казахстанских педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Ежегодно за счет средств фонда десятки казахстанских педагогов обучаются на международных сертифицированных курсах по АВА терапии, а поведенческие специалисты фонда обучают сотни учителей и педагогов-ассистентов по всему Казахстану.
В начале 2021 года фондом было проведено масштабное исследование, где приняли участие более 2000 педагогов и 1500 родителей детей с особенностями развития. Фонд провел анализ типовых квалификационных характеристик должностей педагогов, работающих с особенными детьми, а также диагностику их профессиональных затруднений и потребностей. Результаты анкетирования показали, что специалисты не могут полноценно выполнять свои должностные обязанности в рамках существующей модели «дефектологического» вмешательства, когда возможности ребенка оцениваются по его диагнозу.
К примеру, в должностных обязанностях педагога-ассистента указано, что он должен владеть навыками разработки и реализации поведенческих программ. Однако поведенческие дисциплины отсутствуют в образовательных программах вузовской подготовки дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических специальностей. Что указывает на необходимость обучения педагогов методам поведенческого вмешательства, предусматривающих разработку программ вмешательства исходя не из диагноза ребенка, а из оценки уровня развития навыков и поведения.
Обучение проходит на казахском и русском языках. Курс способствует росту теоретических знаний и практических навыков специалистов в обучении, сопровождении, проведении коррекционно-развивающих занятий, коррекции проблемного поведения, реализации программ развития детей с ООП. Курс включает обучение работе с американским инструментом оценки навыков ABLLS-R. ABLLS-R – это инструмент для оценки навыков особенного ученика, руководство для построения обучающих программ и инструмент для мониторинга приобретения навыков для детей с задержкой речевого развития. Курс основан на развитии навыков 6-7 летнего типично развивающегося ребенка. На курсе обучают применению поведенческого подхода и инструментария, использованию инструментов оценки навыков: вербальных навыков, коррекции нежелательного поведения детей с ООП.
Лекторами курса выступили специалисты прикладного анализа поведения, работающие в фонде «Болашақ» - кураторы проекта «Каждый ребенок достоин школы». Курс состоит из видео-уроков, тестов, онлайн-встреч и видео-примеров. Длительность – 3 месяца по 3-4 часа в неделю. Всего в рамках курса рассматриваются 17 тем. По окончании курса слушатели получают сертификат повышения квалификации по установленному образцу. Слушателями онлайн курса стали педагоги-ассистенты (тьюторы), логопеды, дефектологи, социальные работники, АВА-тераписты, родители особенных детей.
В конце лета стартует второй поток обучения на курсе. В фонд активно поступают заявки. Благодаря сотрудничеству с Министерством труда и социальной защиты населения РК, стоимость курса для слушателей второго потока составила 29 000 тенге вместо 60 000 тенге.
«Так вышло, что обучение на курсе совпало с моим выходом на работу в качестве педагога-ассистента. Обучение дало мне и другим слушателям очень много полезной теоретической и практической информации. К примеру, я почти год работала репетитором девочки, готовила ее к школе. Когда мама привела ее впервые, то сказала, что дочь не такая как все, но что именно с ней она не понимает. Девочка была очень замкнутой, плохо шла на контакт и не смотрела прямо в глаза. Так как у меня не было ранее опыта работы с детьми с особенностями развития, я успокоила родителей, сославшись на маленький возраст, сказав, что пройдет время, девочка станет старше и поведение изменится. Однако, пройдя курс, я поняла, что именно с ребенком. Поговорила с родителями. Оказалось, что они изучали информацию в интернете и пришли к выводу, что у их дочери черты аутизма. Посоветовавшись, родители отдали дочь в наш кабинет поддержки инклюзии. Мы надеемся и верим, что при должном подходе, стараниях педагогов и родителей, возможно, уже через год девочка сможет пойти в обычный общеобразовательный класс», - Ольга Беспалова педагог-ассистент, школа №17 г. Рудный, слушатель 1-го потока курса повышения квалификации по прикладному анализу поведения.
Справочно
Прикладной анализ поведения (АВА сокр. от англ.) – это научная дисциплина, использующаяся в реабилитации людей с расстройством аутистического спектра, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально-значимого поведения. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение. Эффективность АВА-терапии в работе с детьми с аутизмом подтверждена многочисленными научными исследованиями. В сравнении с остальными методиками АВА-терапия имеет наибольшее количество научных исследований с доказанной эффективностью в работе с детьми с особенностями развития.
В настоящее время в Казахстане остро стоят задачи обновления и углубления профессиональных знаний педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с ООП; обучения педагогов применению передовых научно обоснованных методов обучения и вмешательства; повышения уровня теоретических знаний и практических навыков и умений педагогов в вопросах обучения, сопровождения, проведения коррекционно-развивающих занятий, коррекции проблемного поведения, реализации программ развития; обучения использованию методов прикладного анализа поведения в коррекции проблемного поведения; обучения применению поведенческого подхода, поведенческого инструментария, использованию инструментов оценки навыков, в том числе вербальных навыков, коррекции нежелательного поведения детей с ООП.