От анимационных фильмов Disney до пособий по обучению детей с аутизмом
Как фонд «Болашақ» создает качественный контент на казахском языке для детей и тех, кто их воспитывает
23 февраля в столице Корпоративный фонд «Болашақ» презентовал книгу «Ерекше балалар. Мінез-құлықты қолданбалы талдауға (АВА) кіріспе: проблемалы мінез құлықты түзету қағидалары мен аутизм спектріндегі бұзылыстар және басқа да даму ерекшеліктері бар балаларды үйрету стратегиялары». Это перевод на казахский язык книги «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития». Книга переведена и издана фондом «Болашақ» в партнерстве с компанией «Шеврон».
Корпоративный фонд «Болашақ» известен многим по высококлассному дубляжу на казахский язык всеми любимых мультфильмов Disney. Однако чуть меньше людей знают, что дубляж фильмов – это лишь один из проектов фонда. Еще одним очень важным направлением является развитие инклюзивного образования детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Эти два очень разных на первый взгляд направления объединяет одно – забота о детях через создание качественного контента на казахском языке. Если первый отстаивает право детей на высококачественный контент, пусть и зарубежный, но на родном языке, исполненный технически так профессионально, что юные зрители уверены, что их любимые герои говорят на казахском языке. То второй отстаивает право каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на качественное образование, на успешную социализацию, а в будущем – на полноценную жизнь, где он сможет развиваться, работать и быть полезным обществу.
К сожалению, в Казахстане во многих сферах существует острая нехватка качественного контента на казахском языке. Эта проблема коснулась и сферы инклюзивного образования. С 2015 года фонд «Болашақ» реализует проект «Каждый ребенок достоин школы» по развитию инклюзивного образования. В рамках него фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в детсадах и школах по всему Казахстану – возможность ходить в школу получили более 600 детей с аутизмом и другими особенностями развития. 90% невербальных детей научились говорить, 21 ребенок вышел на самостоятельное обучение, а 50 детей стали призерами различного уровня соревнований и олимпиад. Доверие родителей особенных детей к проекту растет. Чтобы ребенок мог пойти в школу люди переезжают из регионов в центры, из одного города в другой и даже приезжают из других стран.
Примерно 35% детей в проекте учатся на казахском языке. С каждым годом потребность в казахоязычных квалифицированных педагогических кадрах растет. Однако в Казахстане не было ни одной книги, ни одного пособия на казахском языке по обучению детей с аутизмом. Поэтому фонд перевел на казахский язык и издал книгу «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития». В свое время эта книга стала первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения. Эти принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим детей с особенностями развития. Авторы книги Юлия Эрц и Ольга Мелешкевич - сертифицированные поведенческие аналитики, консультанты по прикладному анализу поведения, преподаватели в области применения методов и стратегий прикладного анализа поведения. Они супервизируют практику поведенческих специалистов в США, Израиле, России, Украине, Грузии, Казахстане и других странах.
Компания «Шеврон» спонсировала не только перевод книги, а также бесплатное распространение 3000 экземпляров книги. Данный тираж книг будет бесплатно передан педагогам, специалистам образования, здравоохранения, социальной защиты, работающим с особыми детьми. Кроме того, экземпляры книги будут переданы в университеты на кафедры специальной педагогики и психологии, а также в Национальные академические библиотеки РК. Отметим, что в 2019 году «Шеврон» выступил спонсором открытия фондом кабинета поддержки инклюзии в школе-лицее №88 города Нур-Султан.
«Благодаря переводу таких книг мы предоставляем казахоязычным специалистам доступ к передовым, признанным мировым научным сообществом методикам, в данном случае, коррекционной педагогики. А значит создаем еще большие условия для повышения эффективности работы с особенными детьми в Казахстане. В рамках работы над книгой некоторые специфические термины по прикладному анализу поведения были впервые переведены на казахский язык с английского и русского языков. Конечно, перевод книги не состоялся бы без нашего дорого спонсора – компании «Шеврон». Компания «Шеврон» спонсировала перевод книги. Выражаем искреннюю признательность за поддержку такого значимого дела. Сегодня мы закладываем начало появлению пласта качественной литературы в сфере инклюзии на казахском языке. Фонд продолжит работу в данном направлении. В настоящее время мы работаем над переводом с английского на казахский язык инструмента оценки навыков ребенка с особыми потребностями «ABLLS-R»», - отметила председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан.
В мероприятии приняли участие координатор по связям с общественностью компании «Шеврон» в Казахстане Жанар Кошпанова, директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования Айгерим Кудеринова, а также специалисты и родители особенных детей из регионов. Авторы книги Юлия Эрц и Юлия Мелешкевич обратились к присутствующим в видеообращении, подчеркнув достоинства книги и важность ее перевода на казахский язык.
«В Казахстане, который стремится поддерживать общемировые принципы обеспечения доступа к справедливому, доступному и качественному образованию и инклюзивные ценности, растет число детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Поэтому компания «Шеврон» в партнерстве с фондом «Болашак», который известен своей деятельностью по развитию инклюзии, решила поддержать перевод на казахский язык пособия по прикладному анализу поведения. Верим, что данное методическое пособие внесет существенный вклад в продвижение принципов инклюзивного образования и создание общества равных возможностей для детей с особенностями развития», - поделилась Жанар Кошпанова, координатор по связям с общественностью компании «Шеврон» в Казахстане.
В рамках презентации книги, специалисты фонда провели серию семинаров по прикладному анализу поведения для специалистов и родителей особенных детей, приехавших из разных регионов Казахстана.
Справочно
По официальным данным МОН РК в Казахстане проживает 175 082 ребенка с особыми образовательными потребностями, из них 8 796 – с аутизмом. В целом по неофициальным данным в Казахстане насчитывается более 30 тысяч детей с аутизмом.
Проект «Каждый ребенок достоин школы» Корпоративного фонда «Болашақ» направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школьные и дошкольные организации Казахстана. С 2015 года фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана. Более 3500 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, создано 420 рабочих мест, 58 кабинетов работают под курацией специалистов фонда по всему Казахстану. Разработан и запущен курс повышения квалификации педагогов по основам прикладного анализа поведения, одобренный МОН РК.
Фондом внесено более 80 изменений в действующие законодательство РК в части недискриминации детей с ОП и получения качественного образования.
Фонд «Болашақ» большое внимание уделяет обучению специалистов, повышению уровня знаний и компетенций казахстанских педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Фонд построил с нуля систему обучения кадров, где имеется своя иерархия специалистов – педагог-ассистент, учитель, куратор, супервайзер. Ежегодно фонд оплачивает обучение десятков педагогов на международных сертификационных курсах по АВА терапии, а поведенческие аналитики фонда обучают сотни учителей и педагогов-ассистентов по всему Казахстану.
Год назад фонд разработал и запустил курс повышения квалификации для педагогов, работающих с особенными детьми. Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА-терапия)» одобрен Экспертной комиссией МОН РК и вошел в перечень курсов повышения квалификации министерства. На курсе обучают применению поведенческого подхода и инструментария, использованию инструментов оценки навыков: вербальных навыков, коррекции нежелательного поведения детей с ООП. Слушателями онлайн курса уже стали более 1300 специалистов из разных регионов – педагоги-ассистенты, логопеды, дефектологи, социальные работники, АВА-тераписты, родители особенных детей. Следующий поток курса стартует в марте 2022 года.
Лекторы курса – кураторы проекта «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ». Это одни из первых сертифицированных поведенческих аналитиков мирового уровня в Казахстане, обладатели международных сертификатов поведенческих аналитиков. В прошлом году курс успешно прошел экспертизу Министерства образования и науки РК и пополнил список курсов повышения квалификации министерства.
Проект «Каждый ребенок достоин школы» реализуется на благотворительные средства Зимнего благотворительного бала и спонсорские средства. Партнеры проекта – партия «Nur Otan», местные исполнительные органы.